Накладка тормозной колодки - особенности и описание

Тормозная система - одна из важнейших составляющих любого транспортного средства. Роль ее исполнительных механизмов, в свою очередь, выполняют тормозные колодки. Именно они вступают в непосредственный контакт с диском либо барабаном тормозов. Одна из важнейших деталей колодок - специальные фрикционные накладки. Узнать подробнее о существующих разновидностях, конструктивных особенностях и нюансах их подбора вы сможете из данного материала.

Что же это такое?

Фрикционная накладка - это элемент тормозного механизма ТС, из-за которого (благодаря силе трения) появляется тормозной момент. Накладка плотно прижимается к диску либо барабану, когда автомобиль тормозит. Вследствие этого возникает сила трения, из-за которой накладки поглощают кинетическую энергию ТС и преобразуют ее в тепловую - становится возможной остановка транспортного средства либо уменьшение скорости движения.

Такие детали отличаются высоким коэффициентом трения с материалами, используемыми для производства дисков и барабанов, - сталью и чугуном. Также они менее устойчивы к истиранию, чем металл, благодаря чему слишком сильный износ диска либо барабана исключается.

На данный момент производители предлагают широкий ассортимент накладок, однако чтобы сделать правильный выбор, нужно понять, как они устроены и на какие виды разделяются.

Разновидности и основные конструктивные особенности

Накладки классифицируются по назначению (зависит от разновидности тормозной системы автомобиля), особенностям конструкции, комплектации и материалам, используемым для их производства. По первому признаку выделяют накладки, предназначенные для барабанных и дисковых тормозов

Первые выглядят как дугообразные пластинки. Их наружный радиус соответствует внутреннему радиусу барабана. Когда происходит торможение автомобиля, пластины прилегают ко внутренней поверхности барабана, за счет чего снижается скорость ТС. Обычно подобные накладки отличаются большой площадью рабочей поверхности. Все колесные тормоза оснащаются парой накладок (одна располагается напротив другой), за счет чего усилие распределяется равномерно.

Накладки для дисковых тормозов выглядят как плоские серповидные пластинки. Они могут иметь и другую форму, главное - это обеспечение наибольшей площади соприкосновения с диском: две колодки зажимают его между собой во время торможения.

По месту установки выделяют следующие разновидности:

  • - Для стояночного тормоза грузовиков (с барабаном, расположенном на карданном валу).
  • - Для колесных тормозов (могут быть универсальными, передними и задними).

Конструктивно детали являются пластинками, выполненными из полимерного композита. В их составе наполняющие, теплоотводящие, каркасообразующие, связующие и прочие компоненты. В целом материалы, применяемые для изготовления этих деталей, делят на такие виды:

  • - Асбестовые.
  • - Безасбестовые.

Как понятно из названия, в первом случае основа - это асбестовые волокна (в настоящее время применяется хризотил-асбест). Они выполняют роль каркаса пластины, который удерживает прочие составляющие. Асбестовые накладки отличаются мягкостью, однако также они имеют высокий коэффициент трения. Такие детали препятствуют сильному износу диска либо барабана, а также характеризуются относительно низким уровнем шума.

Каркас безасбестовых накладок выполнен из минеральных либо полимерных волокон. Детали этого типа отвечают всем экологическим требованиям, но отличаются дороговизной (по сравнению с асбестовыми аналогами), характеризуются большей жесткостью, высоким уровнем шума и так далее. По этим причинам большей популярностью в настоящее время пользуются асбестовые накладки тормозных колодок.

Роль заполнителей и связующих веществ выполняют различные полимеры, также могут использоваться смолы, каучуки и так далее. Помимо этого, в составе накладок можно встретить медную стружку или включения других мягких металлов (для улучшения отвода тепла), керамику и прочие компоненты. Состав деталей от разных производителей может существенно отличаться, поскольку большинство из них пользуется своими, нередко уникальными, рецептами.

Выделяют две основные технологии, используемые для изготовления фрикционных накладок: холодное и горячее прессование. В первом случае смесь для изготовления деталей укладывается в особые формы и не подвергается дополнительному нагреву. Но нередко производители прибегают к термообработке уже по завершении формовки. При горячем способе смесь укладывают в пресс-формы с электрическим подогревом. Первый способ дает возможность получать не слишком дорогие накладки, отличающиеся, впрочем, не очень длительным сроком службы. Горячим прессованием, напротив, получают более долговечные, но одновременно и более дорогостоящие детали.

При любом способе производства по окончании формовки накладки подвергаются шлифовке и другой обработке. К продавцу детали могут поступать в следующей комплектации:

  • - без крепежа и крепежных отверстий;
  • - с соответствующими отверстиями;
  • - с отверстиями и заклепками;
  • - полностью укомплектованные колодки - то есть со смонтированными на их основании накладками.

Первые отличаются универсальностью и дают возможность установить детали в колодки разных транспортных средств, главное - соответствие размеров. Фрикционные накладки с отверстиями используются лишь в определенных автомобилях. Чтобы установить их на модель с другим расположением отверстий, последние потребуется дополнительно просверлить. В ряде же случаев этого вообще сделать нельзя. Накладки с уже готовыми отверстиями и крепежом делают установку проще и дают возможность рассчитывать на качественный результат.

Тормозные колодки с уже установленными на них фрикционными накладками относят уже к другому типу запчастей. Они используются для ремонта дисковых тормозов или барабанных механизмов (в случае их сильного износа или если накладки крепятся посредством клея). Для грузовиков подобные запчасти применяются нечасто.

Накладки фиксируются на колодках посредством пустотелых или полнотелых заклепок либо клея. Крепеж, как правило, встречается в барабанных системах, клей - в дисковых тормозах. В случае износа заклепки можно заменить, что является их основным преимуществом. Чтобы барабан не повредился, крепеж производят из меди, латуни, алюминия и сплавов этого металла.

В настоящее время встречаются накладки с механическими или электронными датчиками износа. В качестве первых выступают пластины внутри накладки. Когда деталь изнашивается, они трутся о диск либо барабан, от этого возникает соответствующий шум. Электронный датчик тоже устанавливают внутри детали: износ приводит к замыканию цепи (через барабан/диск), сигнал о нем появляется на приборной панели и о проблеме свидетельствует горящий индикатор.

Как выбрать, заменить и использовать?

Накладки изнашиваются в ходе эксплуатации: то есть их толщина со временем уменьшается, из-за чего страдает надежность всего тормозного механизма. Обычно одна накладка может использоваться от 15 000 до 30 000 километров пробега, затем деталь требует замены. Если эксплуатация транспортного средства производится в сложных условиях (высокая запыленность, частая езда по грязи или воде, сильные нагрузки), новые накладки нужно устанавливать чаще. Максимально допустимая толщина, при которой можно эксплуатировать фрикционные накладки, составляет 2-3 миллиметра. Если вследствие износа толщина стала меньше, значит, пришло время менять деталь.

Чтобы произвести замену, необходимо приобрести запчасти с подходящими для конкретного транспортного средства параметрами (длиной, шириной, толщиной). Как правило, эти сведения размещаются на самих накладках. Лишь соблюдение этого правила позволит обеспечить полный прижим детали к диску либо барабану и, соответственно, создание необходимого тормозного усилия.

Если вы устанавливаете накладки с использованием заклепок, крепежные элементы должны быть выполнены из мягкого металла. Идеальный вариант - приобретение деталей вместе с крепежными изделиями. Заклепки необходимо заглублять в тело накладок. Иначе они будут контактировать с барабаном, что приведет к их скорому износу.

Обратите внимание на то, что на колодки следует устанавливать полные комплекты фрикционных накладок. Если такой возможности нет, на одном колесе необходимо заменить обе накладки, даже если из строя вышла только одна. Лишь в таком случае можно гарантировать надежность тормозов. Замену требуется производить, в точности следуя инструкции по ремонту и техническому обслуживанию эксплуатируемой модели автомобиля. Иначе существует риск ухудшения работы тормозных механизмов.

Во время эксплуатации транспортного средства необходимо следить за тем, чтобы накладки не перегревались, не намокали и не загрязнялись. Если не соблюдать эти требования, вероятность неисправностей увеличится. После поездок по воде фрикционные накладки следует сушить. Для этого несколько раз разгонитесь и нажмите на педаль тормоза. Во время долгих спусков лучше тормозить с помощью двигателя. Помните, что грамотная эксплуатация и своевременная замена накладок - залог надежности всей тормозной системы и, следовательно, безопасности водителя и пассажиров.