Насос охлаждающей жидкости

Непременным условием нормального функционирования системы охлаждения двигателя практически любой современной автомашины является постоянная циркуляция в ней жидкости (отбирает выделяемое им тепло с головки блока цилиндров и отдает его в атмосферу через радиатор). Решается данная задача при помощи насоса охлаждающей жидкости, об основных нюансах конструкции и принципах работы которого и пойдет речь в этом материале.

 

Предназначение

В качестве теплоносителя в жидкостных (а вернее — гибридных) системах охлаждения двигателей, зачастую, используется антифриз или вода с особыми, затрудняющими ее замерзание добавками.

Проходя по так называемой водяной рубашке (системе полостей, пронизывающих головку блока цилиндров и непосредственно сам блок), упомянутая выше жидкость отбирает тепло, попадает в радиатор, отдавая его в атмосферу, после чего возвращается обратно.

Однако, как многие уже, наверное, догадались, сам по себе теплоноситель проделать весь этот путь по вполне понятным причинам не способен. Поэтому для обеспечения непрерывной его циркуляции необходим специальный насос.

В большинстве случаев данное устройство приводится в движение валом ГРМ, коленчатым валом или интегрированным электромотором.

Часто двигатели оснащают сразу двумя такими насосами. При этом дополнительный, как правило, задействуется для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости во втором контуре и контурах охлаждения воздуха, необходимого для работы турбокомпрессора, или отработанных газов и включается только при необходимости.

Наиболее распространенные типы насосов

На сегодняшний день практически повсеместное распространение получили так называемые центробежные лопастные насосы. Агрегаты данного типа отличаются чрезвычайной простотой конструкции и высокой надежностью, что делает их оптимальным решением для обеспечения прокачки жидкостей с невысокой вязкостью и плотностью.

Такие насосы могут приводиться в движение за счет:

  • Коленчатого вала (посредством клиноременной передачи. Один ремень одновременно вращает насос, вентилятор и генератор)
  • Вала ГРМ (используются зубчатые ремни)
  • Встроенного электрического мотора (обычно им оснащаются дополнительные насосы)

Конструктивные особенности и принцип работы

Основу конструкции жидкостного насосного агрегата центробежного типа составляет литой корпус, внутри которого вращается закрепленная на валу крыльчатка (колесо с лопастями особой формы).

Вал, в свою очередь, посажен на большой ширины подшипник, что позволяет исключить его колебания на высоких оборотах.

Чаще всего такой насос размещается во фронтальной части блока двигателя и образует с ним единую конструкцию.

Работает вся это весьма и весьма просто: теплоноситель поступает в центральную часть крыльчатки и за счет центробежной силы от вращающихся с большой скоростью лопастей отбрасывается на стенки емкости. то позволяет создать в системе охлаждения необходимое для ее работы давление.

Несмотря на такую, казалось бы, бесхитростную конструкцию, роль жидкостного насоса в работе системы охлаждения двигателя невозможно переоценить, а выход данного узла из строя делает нормальную эксплуатацию транспортного средства попросту невозможной. Поэтому во избежание негативных последствий, следует как можно скорее принять эффективные меры для устранения неисправности или выполнить замену насоса.

Диалог-Авто