Радиатор отопителя

Насколько разными не были бы современные автомобили, все их объединяет одна чрезвычайно функциональная деталь, обеспечивающая комфорт, — наличие отопителя или в просторечии – печки. При этом для обогрева салона задействуется выделяемое двигателем тепло, отбираемое специальным радиатором, о назначении, функциях, конструктивных особенностях и нюансах ремонта которого и пройдет речь в данном материале.

Как работает отопитель?

В подавляющем большинстве случаев конструкция отопителя довольно проста и включает в себя:

  • Радиатор, подсоединенного к охлаждающей системе двигателя
  • Вентилятор для обдува
  • Систему воздуховодов для подачи нагретого двигателем воздуха непосредственно в салон автомобиля
  • Приборы управления и контроля

Функционирует все это следующим образом: применяемая для отвода тепла из двигателя жидкость попадает в радиатор отопителя, вследствие чего последний нагревается.

После этого аккумулированное радиатором тепло совместно со струей воздуха, создаваемой вентилятором, подается в салон.

Регулировка температуры осуществляется путем изменения положения заслонок и уменьшения/увеличения частоты вращения вентилятора.

Что такое радиатор отопителя и каковы его функции?

По своей сути, данная деталь представляет собой обыкновенный теплообменник, предназначенный для передачи тепловой энергии от носителя к окружающему его воздуху и практически полностью аналогична (принципы работы, схема подключения) основному радиатору охлаждающей системы двигателя.

К слову, осуществлять обогрев салона теплом, аккумулируемым основным радиатором не представляется возможным, по причине загрязненности проходящего через него воздуха частицами пыли и разнообразными вредными примесями. В то время как применение для этой цели отдельного отопителя, оснащенного собственным вентилятором и радиатором, не только дает возможность удобно и легко регулировать температуру поступающего воздуха, но и позволяет варьировать  интенсивность его нагрева.

Конструкция и принципы работы радиатора отопителя

Как уже было отмечено выше, основу конструкции радиатора отопителя составляет теплообменник, представляющий собой систему из смонтированных параллельно друг другу трубок и установленных перпендикулярно им пластин (ребер), образующих так называемые соты.

По обеим сторонам от теплообменника устанавливаются три емкости: впускной/выпускной бачки и бачок возврата.

Нагретый теплоноситель подается во впускной бачок, после чего распределяется по вышеописанным трубкам теплообменника. Основная функция выпускного бачка – сбор жидкости и вывод ее в выпускной патрубок.

Бачок возврата же служит для смены направления потока жидкости, прошедшей через первый ряд трубок теплообменника, и ее подачи во второй.

Радиаторы отопителя, какие бывают?

Изделия данного типа принято классифицировать по нескольким основным критериям:

  • Материал изготовления – чаще всего используется медь и алюминий. Медные радиаторы демонстрируют гораздо более высокий уровень ремонтопригодности и могут похвастаться прекрасными показателями теплоотдачи. В свою очередь, их аналоги, выполненные из алюминия, меньше весят и дешевле стоят, однако более уязвимы к механическим повреждениям, поэтому во многих случаях значительно проще купить новый алюминиевый радиатор, нежели пытаться отремонтировать имеющийся.
  • Форма трубок – они могут быть круглыми и плоскими (сплющенными). Изделия первого типа несколько более просты в изготовлении, однако из-за меньшей (по сравнению с аналогами, укомплектованными плоскими трубками) площади поверхности менее эффективны. Что касается радиаторов с плоскими трубками, то основными их недостатками являются сложная конструкция и относительно высокая стоимость.
  • Плотность установки трубок – различают двухрядные и трехрядные радиаторы. Как многие из вас уже, наверное, догадались, в таких изделиях теплопроводящие трубки располагаются в два и в три ряда соответственно. При этом первые отличаются компактностью габаритов, вторые же, за счет циркуляции больших объемов теплоносителя, заметно более эффективны.

Наиболее распространенные виды неисправностей радиаторов отопителей и способы их устранения

Чаще всего изделия этого типа выходят из строя по причине:

  • Утечек – обычно являются следствием механических повреждений (вибрации, удары) или возникают под действием коррозии
  • Засорения каналов – в процессе эксплуатации внутренняя поверхность теплопроводящих каналов постепенно покрывается слоем отложений. Как результат – коэффициент теплоотдачи радиатора может серьезным образом снижаться (уменьшается объем жидкости, проходящий через трубку за единицу времени). Попытаться решить данную проблему можно, воспользовавшись специальными средствами для очистки системы охлаждения двигателя, однако это далеко не всегда дает положительный эффект, поэтому в ряде случаев засорившийся радиатор проще заменить новым.
  • Засорения сот – зачастую, бывает связано с попаданием в них пыли или других мелкодисперсных частиц. Также может являться следствием применения некачественных средств для очистки отопителя. Для устранения данной неисправности радиатор необходимо демонтировать и почистить, что во многих случаях может быть сопряжено с целым рядом сложностей (чтобы подобраться к нему, необходимо практически полностью разобрать переднюю панель).

Радиатор отопителя, базовые рекомендации по выбору

Начнем с того, что правильно подобранный радиатор будет обеспечивать салон вашего автомобиля теплом даже в самые лютые морозы, что более чем актуально для наших широт, где езда без печки в холодное время года может обернуться крайне неприятными последствиями для здоровья (а в некоторых случаях – и для жизни).

Как видите, автовладельцам нередко приходится приобретать и устанавливать данную деталь. Чтобы не ошибиться с ее выбором, важно принимать во внимание ряд важных нюансов:

Во-первых, настоятельно рекомендуется использовать исключительно оригинальные радиаторы, аналогичные устанавливаемым компанией-производителем авто. Помимо этого, необходимо сосредоточить внимание на таких ключевых параметрах изделия как:

  • Общее количество пластин и плотность их расположения
  • Наличие/отсутствие завихрителей или, как их еще называют, турбулизаторов (актуально исключительно для моделей, укомплектованных круглыми трубками)
  • Механическая прочность

Убедиться в наличии турболизаторов достаточно просто – необходимо лишь слегка встряхнуть изделие. Если они есть, будет слышен отчетливый звук удара о стенку трубки.

Впрочем, стопроцентной уверенности данный способ не гарантирует, поскольку современные модели радиаторов часто комплектуются турбулизаторами, изготовленными из мягких материалов, которые не издают никаких звуков при соприкосновении с трубками.