Сцепление

О существовании такого крайне важного для конструкции любого современного автомобиля узла как сцепление, а также о том, что служит оно, главным образом, для безопасного переключения передач во время движения, наверняка знают если не все, то очень и очень многие.

 В данном материале мы постараемся подробно остановиться на нюансах устройства и принципах работы наиболее распространенной его разновидности – фрикционного сухого однодискового сцепления.

Основные элементы конструкции и их функции

Сухое фрикционное сцепление состоит из:

  • Маховика – крепится непосредственно к коленвалу двигателя и задействуется для передачи крутящего момента к трансмиссии. На сегодняшний день практически повсеместно используются так называемые двухмассовые маховики, конструкция которых включает в себя две составные части, соединенные между собой посредством пружин. Одна из них монтируется на коленвале, вторая же используется в качестве ведущего диска сцепления (оснащена фрикционными накладками, обеспечивающими вращение ведомого диска). 
  • Нажимного диска, который из-за характерной формы корпуса часто называют «корзиной» - прижимается к ведомому диску диафрагмой (состоит из нескольких, расположенных радиально тангенциальных пластин) и непосредственным образом задействуется для сообщения крутящего момента ведомому диску. Жестко закрепляется на маховике и, соответственно, вращается совместно с ним.
  • Ведомого диска (или диска сцепления) – имеет сборную конструкцию, включающую в себя выполненный из металла диск с расположенными по обеим его сторонам фрикционными накладками и пружины, предназначенные для снижения интенсивности механического воздействия (ударов) и достижения как можно более плавной передачи крутящего момента. Располагается в пространстве между маховиком и нажимным диском, а его ступица надежно закрепляется на первичном валу КП.
  • Выжимного подшипника и нажимной муфтой – муфта служит для сжатия пружинной диафрагмы при воздействии на соответствующий элемент управления автомобилем (педаль), подшипник же необходим для ее предохранения от чрезмерно быстрого износа (муфта оказывает давление на его внешнюю часть, находящуюся в состоянии покоя, на пружину же данное усилие передается через внутреннее кольцо).
  • Деталей привода сцепления – конструктивные элементы, при участии которых осуществляется размыкание/смыкание сцепления (вилка, тросы механического привода, гидропривод, педаль).


Фрикционное сцепление, как это функционирует?

Начнем с того, что вследствие оказываемого диафрагменной пружиной давления, диски (нажимной и ведомый), а также маховик соприкасаются друг с другом, благодаря чему, собственно, крутящий момент и сообщается коробке передач.

Нажатие на педаль приводит к тому, что упомянутая выше пружина сжимается, диски же, напротив, разжимаются, а передача крутящего момента временно приостанавливается. В результате водитель получает возможность выполнить переключение передачи.

Соответственно, если отпустить педаль, пружина примет исходное положение, возобновив, таким образом, процесс передачи крутящего момента.

Чрезвычайно важно также упомянуть и о том, что плотность соприкосновения дисков сцепления друг с другом, непосредственным образом зависит от того, с каким усилием водитель жмет на педаль.

Это означает, что если педаль выжата не до конца, крутящий момент будет передаваться колесам не полностью. Данная конструктивная особенность позволяет автомобилю плавно трогаться с места и постепенно набирать скорость.