Что представляет собой сальник привода?

Сальник позволяет избежать загрязнения смазочного материала и его потери, которые могут возникать в результате выхода валов из механизмов трансмиссии. Из этой статьи вы узнаете о том, что представляют собой эти приспособления, из каких элементов состоят и как классифицируются.

Предназначение сальников

Манжеты (другое название сальников) представляют собой уплотнительные кольца, которые применяются в различных механизмах транспортных средств. Эта кольцевая деталь обеспечивает качественное уплотнение валов, подшипников и всевозможных механизмов в тех местах, где они выходят из корпуса.

Здесь речь идет о следующих агрегатах: приводах, редукторах, коробках передач. Как известно, подобные механизмы есть как в легковых автомобилях, так и в спецтехнике. Чтобы предотвратить механический износ, такие агрегаты заполняются смазочным материалом, а зазор в месте выхода вала из посадочного отверстия может стать причиной утечки масла. Сальники привода обеспечивают герметизацию, предотвращая утечку. В этом и заключается их основная задача.

Данные уплотнители выполняют целый ряд функций:

  • не допускают загрязнение смазочных материалов всевозможными газами;
  • надежно уберегают агрегаты от попадания частиц грязи, пыли и воды;
  • предотвращают потери масла, благодаря чему обеспечивается стабильная работа механизмов.

Если сальник был поврежден или пришел негодность вследствие естественного износа, то это создает риск загрязнения масла, а также его утечки, следствием чего может быть поломка самого агрегата (например, коробки передач). Поэтому при прохождении технического осмотра необходимо убедиться, что манжеты находятся в исправном состоянии.

Типы, особенности, конструкция

Сальник представляет собой кольцо, выполненное из эластичного материала и имеющее П-образный профиль поперечного среза. Торцевая поверхность манжеты плоская, наружная бывает как рифленой, так и гладкой, внутренняя имеет две рабочие кромки (ими сальник опирается на вал после установки). Уплотнение обеспечивается за счет самой конструкции манжеты.

По внутреннему устройству эти приспособления подразделяются на два основных типа:

  • с прочным каркасом;
  • бескаркасные.

Внутри сальников первого типа имеется стальной профиль, который обеспечивает армирование. Сам каркас может быть Г-образным или прямым, однако нередко встречаются и сложные конструкции. Такие манжеты подразделяются на три типа: с закрытым, оголенным или частично оголенным каркасом.

Бескаркасные сальники производятся из специального каучука, обладающего высокими показателями эластичности. Чтобы манжета плотно прилегала к валу, внутри нее находится пружина. Она сворачивается в кольцо, за счет чего обеспечивает манжете дополнительную прочность.

Сальники могут иметь дополнительные конструктивные элементы. Это:

  • гидродинамические накатки;
  • рифление наружной поверхности;
  • пыльники.

В зависимости от направления вращения вала манжеты подразделяются на те, что предназначены для осей с постоянным (в одну сторону) и реверсивным (в две стороны) направлением движения. Основное видимое отличие между ними заключается в рисунке накатки - направленная штриховка (для валов с постоянным вращением) либо зигзаг (с реверсивным).