Сальник позволяет избежать загрязнения смазочного материала и его потери, которые могут возникать в результате выхода валов из механизмов трансмиссии. Из этой статьи вы узнаете о том, что представляют собой эти приспособления, из каких элементов состоят и как классифицируются.
Предназначение сальников
Манжеты (другое название сальников) представляют собой уплотнительные кольца, которые применяются в различных механизмах транспортных средств. Эта кольцевая деталь обеспечивает качественное уплотнение валов, подшипников и всевозможных механизмов в тех местах, где они выходят из корпуса.
Здесь речь идет о следующих агрегатах: приводах, редукторах, коробках передач. Как известно, подобные механизмы есть как в легковых автомобилях, так и в спецтехнике. Чтобы предотвратить механический износ, такие агрегаты заполняются смазочным материалом, а зазор в месте выхода вала из посадочного отверстия может стать причиной утечки масла. Сальники привода обеспечивают герметизацию, предотвращая утечку. В этом и заключается их основная задача.
Данные уплотнители выполняют целый ряд функций:
- не допускают загрязнение смазочных материалов всевозможными газами;
- надежно уберегают агрегаты от попадания частиц грязи, пыли и воды;
- предотвращают потери масла, благодаря чему обеспечивается стабильная работа механизмов.
Если сальник был поврежден или пришел негодность вследствие естественного износа, то это создает риск загрязнения масла, а также его утечки, следствием чего может быть поломка самого агрегата (например, коробки передач). Поэтому при прохождении технического осмотра необходимо убедиться, что манжеты находятся в исправном состоянии.
Типы, особенности, конструкция
Сальник представляет собой кольцо, выполненное из эластичного материала и имеющее П-образный профиль поперечного среза. Торцевая поверхность манжеты плоская, наружная бывает как рифленой, так и гладкой, внутренняя имеет две рабочие кромки (ими сальник опирается на вал после установки). Уплотнение обеспечивается за счет самой конструкции манжеты.
По внутреннему устройству эти приспособления подразделяются на два основных типа:
- с прочным каркасом;
- бескаркасные.
Внутри сальников первого типа имеется стальной профиль, который обеспечивает армирование. Сам каркас может быть Г-образным или прямым, однако нередко встречаются и сложные конструкции. Такие манжеты подразделяются на три типа: с закрытым, оголенным или частично оголенным каркасом.
Бескаркасные сальники производятся из специального каучука, обладающего высокими показателями эластичности. Чтобы манжета плотно прилегала к валу, внутри нее находится пружина. Она сворачивается в кольцо, за счет чего обеспечивает манжете дополнительную прочность.
Сальники могут иметь дополнительные конструктивные элементы. Это:
- гидродинамические накатки;
- рифление наружной поверхности;
- пыльники.
В зависимости от направления вращения вала манжеты подразделяются на те, что предназначены для осей с постоянным (в одну сторону) и реверсивным (в две стороны) направлением движения. Основное видимое отличие между ними заключается в рисунке накатки - направленная штриховка (для валов с постоянным вращением) либо зигзаг (с реверсивным).