Конструкция, принцип действия и установка турбокомпрессора

Как известно многим автолюбителям, турбокомпрессор позволяет значительно увеличить мощность двигателя, не изменяя при этом его конструкцию и объем, а также сохраняя расход потребляемого топлива на оптимальном уровне. Поскольку при наличии турбокомпрессора обеспечивается почти полное сгорание топлива, это способствует его существенной экономии, а также уменьшению объема вредных выхлопных газов.

Устройство и работа турбокомпрессора

Развиваемая двигателем автомобиля мощность находится в прямой зависимости от количества поступающего в него воздуха, который является катализатором процесса сгорания топлива. Чем больше воздуха попадает в камеру двигателя, тем эффективнее сжигается топливо и тем большего увеличения мощности мотора можно добиться.

Турбонагнетатель является составной частью впускной системы двигателя внутреннего сгорания, которая обеспечивает принудительную подачу сжатого воздуха в цилиндры двигателя. Для работы турбокомпрессора задействуется энергия, образующаяся при выпуске отработанных газов. Таким образом, данное устройство обеспечивает не только модернизацию двигателя, но и эффективную переработку выхлопных газов.

Конструкция турбонагнетателя включает компрессор и газовую турбину, которые объединены общей осью. Основными элементами компрессора являются ротор и корпус. Лопасти ротора имеют специальную форму, за счет которой они всасывают воздух из центра ротора и направляют его потоки на стенки корпуса компрессора. В результате воздух сжимается в объеме, что позволяет обеспечить его поступление в двигатель в больших количествах.

Главными деталями газовой турбины также являются ротор и корпус. Поступающие из выхлопной системы продукты сгорания топлива проходят по каналу турбины и направляются к ротору с огромной скоростью, которая заставляет его вращаться. Компрессорный ротор располагается на одной оси с турбинным, поэтому крутится с такой же скоростью, передавая поток сжатого воздуха во впускной коллектор двигателя.

Особенности установки турбонагнетателя

Хотя турбонаддув имеет достаточно простое устройство, его установка требует скрупулезной подгонки всех конструктивных элементов и точного соблюдения правил и технологии монтажа. Только так можно обеспечить надежную работу устройства и требуемое увеличение мощностных характеристик двигателя.

Перед установкой необходимо тщательно проверить состояние маслоподающей и сливной труб. При обнаружении загибов, скручиваний и других деформаций их следует заменить. Трубки нужно прочистить и промыть бензином, чтобы исключить попадание в них любой грязи и посторонних предметов. Также на подготовительном этапе рекомендуется проверить состояние масляного и топливного фильтров, а затем выполнить полную замену моторного масла.

В процессе установки турбонагнетателя следует поэтапно контролировать надлежащую работоспособность его элементов следующим образом:

  • Перед установкой нужно протестировать скорость вращения ротора турбины. Для этого достаточно раскрутить его пальцем. В дальнейшем нужно будет проверять, не изменилось ли усилие вращения – этот признак может свидетельствовать о неправильно выполненной установке.
  • Выполняя подсоединение маслоподающей трубки, стык не следует затягивать полностью. Трубку нужно продуть, одновременно вручную раскручивая ротор, и убедиться, что подача масла осуществляется как положено.
  • Прикручивая патрубки фильтра к газовой турбине, воздуховодный шланг сначала следует оставить неприсоединенным – это позволит проконтролировать скорость вращения ротора.
  • Для контроля правильности выполненного монтажа необходимо привести двигатель в работу на несколько секунд. Из неплотно затянутого стыка маслоподающего патрубка должно появиться масло.

Удостоверившись, что масло поступает, нужно затянуть соединение маслоподающей трубки до конца. Затем следует завести двигатель приблизительно на минуту, еще раз раскрутить ротор турбины и сравнить силу вращения до и после установки. При отсутствии изменений необходимо соединить воздуховодную трубку фильтра с турбиной. После этого остается запустить двигатель и протестировать работу турбины на разных оборотах.

Если после выполнения всех этих действий не отмечается никаких признаков неисправностей, рекомендуется проверить работу компрессора во время движения автомобиля, совершив короткую поездку по ровному и спокойному участку дороги. После нее необходимо проверить турбокомпрессор на предмет возможных утечек как масла, так и газов или воздуха.

Если после запуска двигателя из турбины слышатся любые посторонние звуки либо из воздуховодного шланга течет масло, необходимо сразу же заглушить мотор. В такой ситуации крайне не рекомендуется самостоятельно разбирать турбонаддув и устанавливать его заново, не имея для этого достаточных знаний и навыков. Для диагностики и устранения неполадок обратитесь за помощью к специалистам.

Также ни в коем случае не нужно устанавливать взамен неисправного турбонагнетателя новый, не выяснив причину неполадки. Проблемы в работе компрессора нередко связаны с неправильным функционированием систем двигателя, причины которого могут быть раскрыты только путем профессиональной диагностики. Если подобные неисправности не устранить, новое устройство очень быстро придет в негодность.