Муфта сцепления описание и особенности

Рассоединение дисков (нажимного, прижимного) происходит в сцеплении фрикционного типа для прекращения крутящего момента при изменении передачи. Для этого задействуется особый механизм — муфта сцепления, которая берёт на себя функцию по отводу нажимного диска. Детальный разбор особенностей и работы этого узла, его типы, варианты конструкции, рекомендации по выбору собраны в данной статье.

 

Какой механизм называют муфтой сцепления?

Часть привода, обеспечивающая его отключение, когда происходит смена передач; устройство в трансмиссии ручного типа, которое необходимо для сцепления — всё это определения рассматриваемой муфты (её ещё называют нажимной или выключения). Важно понимать, что относительно более крупного механизма, обычно одно-/двухдискового сцепления также применяется термин «муфта сцепления», однако в рамках этой темы рассматривается именно элемент, отвечающий за отключение.

Итак, основные функции механизма:

  • - Фиксация и корректная локация выжимного подшипника, а также обеспечение его защиты от негативного влияния, износа (гарантирует сохранность при взаимодействии с вилкой).
  • - Направление усилия на подшипник, рычаги.

Конструкционные особенности, типы муфт

В целом механизмы похожи по устройству и разнятся лишь в деталях. Конструктивно узел представляет собой цельный цилиндрический элемент из нескольких условных частей:

  • - посадочной проушины — проходит по всей муфте, чтобы обеспечить её крепление на вал КПП;
  • - упорной поверхности (нужна, чтобы обеспечить стыковку с вилкой) — вытянутой, словно прямоугольник, платформы либо пары стержней;
  • - участка под подшипник — широкого фрагмента по типу стакана/трубчатой части.

Как правило, для изготовления муфт производители используют чугун, сталь. Обширное распространение получили также пластиковые комплектующие. Между собой механизмы различаются поверхностью под вилку и способом крепления подшипника. С учетом этих особенностей принято различать детали с:

  • - разнообразными системами для стыковки муфты и вилки (благодаря болтам/шплинтам);
  • - цилиндрическими штырьками;ровными площадками без возможности зафиксировать вилку.

Последние из этого перечня муфты изначально не скреплены с вилкой выключения — её подвод происходит лишь тогда, когда переключается передача. Возвращение муфты выполняется благодаря упругости пружин. Элементы со стержнями либо сочленением всегда находятся в контактном состоянии с вилкой. Их подвод к корзине происходит при смене передач, после чего они принудительно отходят от неё. С целью дополнительной защиты участка взаимодействия с вилкой от чрезмерного изнашивания применяются площадки из материалов повышенной твёрдости.

Вариант крепления выжимного подшипника позволяет классифицировать муфты на механизмы с:

  • - внутренним размещением этого элемента — проушина выполнена по типу стакана, куда ставится подшипник;
  • - наружным размещением — узел получает трубчатую часть с насаженным в результате опрессовки рабочим подшипником.

Сегодня встречаются муфты, где комплектацией предусмотрено наличие упорных либо радиально-упорных подшипников в различном конструктивном исполнении. Особенно обширное распространение получили самоцентрирующиеся подшипники, эффективно функционирующие при непрерывно изменяющихся осевых нагрузках.

Где расположен механизм, в чём его специфика?

На первичном валу КПП находится обладающая возможностью осевого сдвига муфта. При размещении на месте она получает соединение с вилкой. Благодаря этому ей обеспечивается возможность выполнять осевые движения по первичному валу КПП. При этом муфта может прилегать к рычагам нажимного диска либо примыкать к лепесткам пружины.

Для переключения скоростей водитель давит ногой на педаль, отвечающую за сцепление, и через привод происходит воздействие на вилку. Из-за её сдвига до корзины смещается соединённая с ней муфта. Та, в свою очередь, приближается с подшипником к лепесткам/рычагам, а затем толчком двигает их. За счёт этого нажимной диск отводится. На этом этапе останавливается поток крутящего момента от мотора на КПП. Когда требуемая передача включается, педаль отпускается, что позволяет вилке вернуться в начальную локацию и отвести/освободить муфту. Пружины становятся свободными, нажимной диск опять прилегает к ведомому, создаются условия для передачи потока крутящего момента от мотора на КПП.

Конструктивные особенности определяют, будет ли муфта с подшипником, когда выключёно сцепление, всецело отходить от корзины либо сохранится взаимодействие с лепестками/рычагами. Как бы там ни было муфта располагается свободно, не создавая какого-либо влияния на функционирование сцепления.

Неисправности и подбор нового механизма

Функционирование муфты сопряжено с постоянно изменяющимися нагрузками, что приводит к её износу и повреждению со временем. Большой вероятности выхода из строя подвергаются выжимные подшипники. Возникшие неприятности устраняются не ремонтом комплектующих, а их полной заменой. Симптомами выход из строя муфты обычно становятся такие проблемы при смене передач, как:

  • - посторонние звуки;
  • - изменившееся движение педали, увеличение/снижение её сопротивления оказываемому давлению;
  • - неокончательное выключение сцепления, прочие нюансы.

Неисправность подшипника обычно диагностируется по специфическим шумам, когда происходит отключение сцепления.

Поиск муфты на замену осуществляется с учётом размеров, модификации уже отслужившего свой срок механизма. Наилучшим решением считается покупка детали с тем каталожным номером, который был у предыдущей модели. Иногда допускается использовать аналог, подходящий по типу, габаритам, локации опорных площадок под вилку. При этом важно учитывать место посадки подшипника, размер под вал КПП.

Использование муфты неподходящих габаритов, модификации приводит к её некорректной работе или отказу. Подтверждением правильного выбора станет быстрое, надёжное выключение с простой, безопасной сменой передач. Если возникнут проблемы при самостоятельном выборе подходящей муфты сцепления, то вы всегда можете обратиться к профильному специалисту нашей компании, который грамотно подберёт подходящий механизм.