Радиатор системы охлаждения двигателя

Система охлаждения без всякого преувеличения является одним из важнейших узлов конструкции любого современного автомобиля, поскольку не только позволяет избегать перегрева двигателя, но и выполняет целый ряд других, не менее значимых функций, а именно:

  • Способствует снижению температуры масла
  • Охлаждают отработанные газы
  • Охлаждают воздух, необходимый для работы системы турбонаддува
  • Охлаждает рабочую жидкость в АКП
  • Обеспечивает нормальное функционирование системы обогрева салона, кондиционирования и вентиляции

В зависимости от принципа действия и используемого теплоносителя, системы, предназначенные для охлаждения двигателя, принято подразделять на:

  • Воздушные – для отвода тепла используется поток воздух
  • Жидкостные – отвод тепла осуществляется посредством циркулирующей в системе жидкости
  • Комбинированные – объединяют в себе принципы работы двух описанных выше типов

Для охлаждения двигателей подавляющего большинства современных автомобилей задействуются жидкостные системы, способные обеспечить максимально эффективный, равномерный отвод излишков тепла и не создающие высокого уровня шума в процессе работы.

Вне зависимости от того, какой двигатель (дизельный либо бензиновый) установлен на автомобиле, конструкция охлаждающей системы будет включать в себя следующие функциональные узлы:

  • Основной радиатор
  • Теплообменник
  • Масляный радиатор
  • Расширительный бачок
  • Термостат
  • Насос для обеспечения циркуляции жидкости
  • Патрубки
  • Вентилятор
  • Управляющие элементы

Как устроен радиатор

Ключевая функция данного конструктивного элемента – недопущение выхода температуры двигателя за пределы рабочего диапазона (достигается за счет охлаждения поступающего из рубашки теплоносителя). Зачастую, конструкция радиатора предполагает наличие следующих элементов:

  • Верхнего и нижнего баков
  • Сердцевины
  • Крепежных элементов

Баки соединяются с охлаждающей рубашкой посредством патрубков, выполнены из латуни и предназначаются для того, чтобы заливать в систему охлаждения жидкость (верхний) и в случае необходимости выполнять ее слив (нижний).

Сердцевина радиатора представляет собой совокупность поперечных пластин с припаянными к ним плоскими, расположенными вертикально трубками.

Подобная конструкция позволяет добиться максимальной эффективности охлаждения нагретой двигателем жидкости за счет увеличения площади ее контакта со стенками упомянутых выше трубок.

При этом непосредственно за регулировку теплового режима отвечает термостат и специально предусмотренная для этих целей шторка (монтируется перед радиатором и служит для изменения интенсивности потока обдувающего его воздуха).

В ряде случаев в качестве альтернативы могут применяться створчатые жалюзи, состоящие из пластин, шарнирно закрепляющихся в нижней планке. Управление створками осуществляется посредством размещаемых в салоне автомобиля рычагов.

Базовые принципы работы радиатора

Циркулирующий в охлаждающей системе жидкий теплоноситель, проходя через рубашку двигателя и попутно нагреваясь, поступает в радиатор, обеспечивающий эффективный отвод отобранного им тепла в атмосферу, после чего подается обратно в двигатель.

Чтобы интенсифицировать процесс отвода избыточного тепла, конструкцию дополняют специальным вентилятором, нагнетающим воздух на наружную поверхность радиатора. Запускается он в автоматическом режиме, как только особый датчик регистрирует выход температурных показателей за пределы допустимой нормы.